Освободите журналистку Улфатхоним! Конвенция ООН запрещает признания под пытками!

Освободите журналистку Улфатхоним! Конвенция ООН запрещает признания под пытками!

Создано
6 июня 2022 г.
Направлено:
Emomali Rahmon (president of Tajikistan) и еще 4 адресатов
Подписей: 2 695Следующая цель: 5 000
Подписать

Почему эта петиция важна

RU / EN / FR

Эта женщина обладает внешностью, сравнимой с красотой мировых кинозвезд. Просто она родилась не в Италии, Франции или США. Её внутренняя душевная красота еще выше. У себя на родине её знают, как скромного человека, готового прийти на помощь каждому, кто оказывается в беде.

Она родилась на Памире, - на Крыше Мира среди величественных пиков, покрытых вечными снегами.
Она мать троих детей и бабушка нескольких внуков. Она из тех женщин миротворцев, которые бросают белый платок между враждующими, и они смиренно отступают. Но видимо, ей не повезло с родиной и народом, который она всегда защищала.

Её зовут Улфатхоним Мамадшоева или коротко в народе - Ульфат.

Сегодня её пытают в подвалах ГКНБ Таджикистана. Её обвиняют в том, чего она не делала: в организации митинга 16 мая 2022 в городе Хорог на Памире, в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана и в публичных призывах к свержению власти.
18 мая 2022 её незаконно арестовали и спустя 6 дней пыток заставили оговорить себя. 19 мая ей предъявили обвинение по части 2 статьи 307 (Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Республики Таджикистан) УК РТ. Ей грозит лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Почему "правовой демократический" режим #Эмомали_Рахмона, который уже 30 лет занимает пост президента Таджикистана, боится этой свободной и отважной женщины? Почему её хотят упрятать за решётку, откуда бы до общества не доносился её голос? 

Её вина и опасность для могущественной несменяемой власти в том, что не имея власти и денег, она снискала доверие и любовь людей. Она сильно провинилась перед называющей себя демократической властью Эмомали Рахмона и его сверх старательным главой ГКНБ Саймумином Ятимовым, потому что женщина журналист в Таджикистане должна молчать.

Возможно, все дело в том, что коренные жители Памира – Бадахшана, который граничит с Китаем, выступают против государственной измены и серьез обеспокоены потерей Таджикистаном территориальной целостности и суверенитета благодаря слишком успешным для Эмомали Рахмона и его семьи внешне торгово-экономическим отношениям.

Недавно она дала интервью корреспондентам таджикской службы "Радио Свобода" и "Настоящее время" о бесчинствах на Памире в отношении мирных жителей, о безнаказанных убийствах граждан там прикомандированными силами спецслужб, о дискриминации коренных жителей Памира, о справедливых и законных требованиях памирского национального меньшинства к центральной власти - уважать права граждан и соблюдать Конституцию Таджикистана.

Но что бы Улфатхоним ни сказала в этих интервью, подписчики их так и не увидели, потому что журналисты «Радио Свобода» и «Настоящего времени» по выходе из ее дома подверглись нападению вооруженных сотрудников спецслужб, а их аппаратура была изъята.

Когда 16 мая 2022 в Хороге несколько сот человек вышли на улицы с требованием отставки главы областной администрации, Ульфат была за сотни километров оттуда, в Душанбе. Митинг в Хороге требовал от властей расследования внесудебных казней, расстрелов гражданских активистов Бадахшанской автономии. В ответ раздались новые выстрелы. Есть убитые и раненые.

Между столицей Таджикистана и Хорогом нет телефонной и интернетной связи, поскольку таджикские власти уже более полугода держат Памир в информационной блокаде. Власти не дают ответа, где и как журналистка могла из Душанбе руководить митингом в Хороге и делать там призывы при отсутствии связи с ним.

Единственное место, где она могла бы осуществить так называемые "публичные призывы" — это ее страница в Фейсбуке. Но любой может удостовериться в отсутствии там каких-либо призывов. Публика не в курсе публичных призывов журналистки. Покажите публичные призывы публике или они были кем-то засекречены прежде, чем сделаны? Ни в одном СМИ, с которыми Ульфат сотрудничала, также нет никаких призывов с ее стороны. Напротив, вот что она успела сказать «Фергане»:
«Это обвинение — полный абсурд. Если бы я что-то организовала, то впереди всех бы пошла. Такой уж я человек. Я недавно была на Памире, но уже больше недели как приехала в Душанбе и даже не предполагала, что там что-то будет происходить. Напротив, когда я там была, то заметила снижение гражданской активности. А тут в одночасье — раз и поднялось. Думаю, что это случилось после несправедливого приговора Чоршанбе Чоршанбиеву», — сказала Мамадшоева «Фергане» 17 мая накануне ареста.

Через 6 дней допросов, вечером 24 мая её показал государственный телеканал "Таджикистан" в наскоро скроенном документальном фильме "Шикасти фитна" ("Провал заговора"), в котором изможденная до неузнаваемости Улфатхоним Мамадшоева со следами пыток в районе правого глаза, запинаясь, зачитывала чужой текст с телесуфлера. Грубые монтажные склейки и скачки интонации позволяют сомневаться также в том, что арестованная говорила именно то, что было в результате склеено и показано.
Таджикская журналистка, бывший корреспондент BBC в Душанбе Анора Саркорова считает обвинения Мамадшоевой в организации антиправительственных акций «не просто бредом, а заведомой ложью»:
«Все те, кто до сих пребывает в шоке от просмотра пропагандистского фильма (...), должны понимать, что у спецслужб имеется множество инструментов для получения необходимых им признательных показаний. Кроме пыток и физического истязания задержанных, силовики шантажируют подследственных жизнью их детей и близких. По этой причине не стоит удивляться, что абсолютно невиновные люди начинают оговаривать себя и соглашаются озвучивать заранее подготовленные ГКНБ и МВД тексты».
Журналистка сообщила, что во время одной из последних «профилактических бесед» сотрудник ГКНБ Таджикистана угрожал ей изнасилованием ее малолетних дочерей. «Потому я лично не удивлена, почему известная правозащитница и журналист Улфатхоним Мамадшоева и генерал пограничных войск ГКНБ Таджикистана Холбаш Холбашов, оговорили себя и признались в том, чего никогда не совершали и не могли совершить. Шантаж жизнью близких и родных — самый действенный способ давления на задержанных», — говорит Саркорова.
В фильме, снятом таджикскими спецслужбами, независимая журналистка обвиняется в тяжких преступлениях, которых не существует не только в цивилизованном мире, но и в УК Таджикистана: в получении журналистских гонораров, грантов и контактах с дипломатами. Её заставили также покаяться в гибели молодых людей, которых не она убила.
Все эти действия ГКНБ страны аморальны и безнравственны. Они не имеют ничего общего с законностью, а напротив, - грубейшим образом нарушают основы конституционного строя Таджикистана.
Поэтому, мы, граждане Таджикистана и других стран, журналисты и правозащитники, люди доброй воли во всем цивилизованном мире требуем, чтобы таджикские власти немедленно освободили журналистку Улфатхоним Мамадшоеву в связи с тем, что её арест является незаконным и противоречит в первую очередь Конституции Таджикистана, которая
1) Гарантирует защиту прав и свобод гражданина, Статья 5;
2) Гарантирует свободу слова и мнений, Статьи 8, 10, 14, 17, 30;
3) Гарантирует презумпцию невиновности: «Никто не считается виновным в совершении преступления до вступления приговора суда в законную силу», Статья 20.
А также отмечаем, что таджикские спецслужбы грубо нарушили положение Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания О недопущении получения признательных показаний под воздействием пыток.
Мы призываем международные журналистские и правозащитные организации, дипломатов, влиятельные международные структуры приложить все необходимые усилия и оказать все возможное воздействие на власти Таджикистана для немедленного освобождения оклеветанной гражданской активистки и журналистки Улфатхоним Мамадшоевой!

Темур Варки, журналист

Анор Саркорова, журналист

Рустам Джони, журналист

Зафар Суфи, журналист

Олег Панфилов, журналист

Махди Собир, журналист

Нигина Бероева, журналист

Аркадий Дубнов, политолог

Подписать
Подписей: 2 695Следующая цель: 5 000
Подписать

Адресаты петиции

  • Amnesty International
  • Emomali Rahmonpresident of Tajikistan
  • Reporters without BordersHead of Eastern Europe & Central Asia Desk
  • OSCE ODIHR
  • fidh Head of the Eastern Europe-Central Asia