Введение института адвокатов по защите прав ребенка

Введение института адвокатов по защите прав ребенка

В конце марта в городе Мончегорск Мурманской области в больницу был доставлен 8-летний мальчик после жестокого насилия отчима. У ребенка были сломаны ребра и рука, диагностирована трещина в ноге, также врачи обнаружили разрыв кишечника и множество других травм.
Мама в семье была свидетелем насилия над ребенком, но защитить его не могла. Однако по закону РФ именно мама, например, должна сейчас защищать права и интересы ребенка в суде вместе с прокурором.
Мы, Виктория Дергунова, адвокат, партнер, руководитель практики семейного права BGP Litigation, к.ю.н., преподаватель cемейного и жилищного права МГЮА им. О.Е. Кутафина, медиатор, и сеть взаимопомощи женщин "ТыНеОдна", предлагаем законодательные изменения, которые помогут защищать права именно ребенка, а не интересы обоих или одного из родителей.
Это важно, потому что зачастую родители в спорах, затрагивающих интересы детей, используют детей как предмет торга. А в случае насилия над детьми со стороны родителей или одного из них, ребенка в суде защищает прокурор, в то время как прокуроры - это обвинители, а защитники - это адвокаты. Именно адвокаты призваны не столько обвинять родителей или угрожать им привлечением к ответственности, сколько защищать именно права и интересы ребенка.
Ребенок-маугли, ребенок, умерший от СПИДа, родители которого были вич-диссиденты, дети, родители которых применяют насилие или держат их в неволе в больницах годами без каких-либо к тому оснований... Этих случаев масса. Однако до сих пор в России нет отдельного института бесплатных адвокатов, которые защищали бы именно ребенка. Уполномоченные по правам ребенка - это не адвокаты. Они не всегда присутствуют в суде.
Как сейчас у нас в стране выглядит ситуация с защитой прав ребенка:
1. Малолетние не способны к самозащите собственных прав, а их законные представители не всегда способны выполнять обязанности, возложенные на них законом (по объективным причинам, когда ставится вопрос о возможности осуществления родительских прав в принципе, либо по субъективным причинам, вследствие наличия конфликта интересов).
2. Доверитель адвоката - не ребенок, а именно родитель. Поэтому фактически адвокат не интересы ребенка представляет, а интересы родителя. А если родитель действует не в интересах ребенка, как это часто бывает, что делать адвокату?
3. В России есть особая социальная потребность в формировании института адвокатов, занимающихся семейными спорами. Такая потребность связана прежде всего с необходимостью нормализовать условия жизни и воспитания детей путем защиты их прав и свобод, оказывая квалифицированную юридическую помощь, в том числе их родителям.
Деятельность адвоката в современной России становится гарантией и залогом осуществления конституционного принципа защиты семьи, материнства и детства, определяющего статус несовершеннолетних как особых субъектов семейных отношений; верховенства прав детей над правами родителей в споре взрослых об их воспитании; доступа детей к правосудию как единственному реальному способу защиты их законных интересов в условиях конфликта законных представителей (родителей); права на получение квалифицированной юридической помощи в форме защиты от злоупотреблений родительскими правами.
Что мы предлагаем:
1. Дополнить п. 5 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ следующим абзацем: «В спорах, затрагивающих права и интересы детей, судья вправе назначить адвоката, не являющегося представителем ни одной из сторон, в качестве медиатора с целью оказания сторонам содействия в мирном урегулировании их спора».
2. Дополнить ст. 50 ГПК РФ следующим абзацем: «Суд вправе назначить адвоката в качестве представителя несовершеннолетнего в случае, если его законный представитель злоупотребляет предоставленными ему полномочиями, в том числе создает препятствия для реализации прав и законных интересов представляемого, реализует собственные права и законные интересы в ущерб интересам представляемого, либо его действия иным образом наносят ущерб интересам представляемого. В определении о назначении несовершеннолетнему ребенку адвоката суд обязан определить его полномочия».
3.Дополнить п. 1 ст. 20 Закона о бесплатной юридической помощи подпунктом 4.3. : «Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан: несовершеннолетние дети в случае, если их законный представитель злоупотребляет предоставленными ему полномочиями, в том числе создает препятствия для реализации прав и законных интересов представляемого, реализует собственные права и законные интересы в ущерб интересам представляемого, либо его действия иным образом наносят ущерб интересам представляемого».
Со своей стороны мы приложим все усилия, чтобы помочь этой инициативе стать реальными законодательными изменениями. А на самом деле, чтобы все дети в нашей стране были защищены. И чтобы детей защищали адвокаты.