Минприроды против переднеазиатского леопарда и Сочинского нацпарка. Спасем дом леопарда!

Минприроды против переднеазиатского леопарда и Сочинского нацпарка. Спасем дом леопарда!
Почему эта петиция важна

Вопреки законам, здравому смыслу и своим задачам по охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Министерство природы России не прекращает попытки уничтожить заповедные территории Кавказа, являющиеся домом переднеазиатского леопарда.
Что случилось?
Минприроды проводит общественное обсуждение проекта нового положения о Сочинском национальном парке. Согласно проекту Положения, в нацпарке пользователям земельных участков (а это в основном компании-владельцы горнолыжных курортов) можно будет добывать полезные ископаемые, нарушать почвенный покров, гидрорежим, ездить на технике вне дорог, строить производственные и линейные объекты. В заповедной и особо охраняемой зоне разрешаются сплошные санитарные рубки и рубки в целях профилактики лесных пожаров. По оценкам экспертов уничтожено будет порядка 40% от Сочинского национально парка.
Законно ли это?
Нет. Незаконно. Проект Положения противоречит Федеральным законам "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране окружающей среды", "О животном мире", Земельному и Лесному кодексам.
При чем тут леопард?
В случае фрагментации территорий, которая неизбежна в случае принятия разработок Минприроды – это положит конец двум десяткам лет международных и национальных работ по восстановления переднеазиатского леопарда, т.к. с 2005 года именно западный Кавказ рассматривался в качестве ключевого места для восстановления самостоятельной группировки переднеазиатского леопарда.
Подробнее о проекте восстановления леопарда на Кавказе
Западный Кавказ включает в себя огромный природный массив Кавказского заповедника, граничащий с Абхазией, и лесистую территорию Сочинского Национального парк всё вместе –это целостный природный анклав, который способен поддерживать стабильную группировку переднеазиатского леопарда. Именно там с 2007 года шла работа по восстановлению переднеазиатского леопарда конкретно территории западного Кавказа, т.к. эта территория являлась максимально нетронутой на протяжении столетий и все животные-элементы в структуре этой экосистемы были сохранены, как и пищевые цепи. Все виды, кроме леопарда, также исторически жившего ранее на этой территории. Вернуть в леса западного Кавказа леопарда и сделать эту природную территорию более ценной – действительно было более чем рациональным решением.
Проект восстановления переднеазиатского леопарда на Российском Кавказе был утвержден в 2007 году. Это был (и до сих пор есть) первый в мире проект реинтродукции крупных кошачьих хищников с диким поведением в природу. Проект, многокомпонентный и очень затратный, уже было проделано огромное количество работы, как на международном уровне, так и Российском. В 2009 первых леопардов привезли из-за рубежа, взяв их из природной популяции в Иране и Туркменистане, остальных привезли, в результате сложнейших переговоров с европейской системой зоопарков. Их пришлось приспосабливать к условиям содержания в специально отстроенном Центре (Центр восстановления леопарда на Кавказе - ссылка). Невероятным трудом удалось получить потомство, у которого сохранили важные для выживания элементы дикого поведения. Сложности каждого выпуска в том, что в природу леопардов выпускают по достижению 2 лет, на протяжении каждого двухлетнего периода с каждым животным занимаются специалисты индивидуально. В 2013 было первое размножение и только в 2016 первый выпуск в природу. Обучить леопардов охотиться в диких условиях это обучать их охоте на живых представителе их природных видов жертв– животных из их пищевой цепи. Затраченные ресурсы на логистику вокруг этого проекта и дальнейшее отслеживание выпущенных животных такое как мониторинг, анализ их перемещения и успехов адаптации в природе, проверки каждого места их охоты, отборы проб – огромны. Но все это помогло создать как индивидуальную картину структурирования отдельным леопардом своего участка обитания, так и целостную картину восстановления вида на этой территории.
С начала проекта было выпущено 15 леопардов (8 на центральном Кавказе и 7 на западном Кавказе в Кавказском заповеднике) в 2 локациях, западный Кавказ и Центральный Кавказ, являющихся пятнами расселения вида. Сделано это было для того, чтобы разделить выпущенных животных с близкородственными связями как можно дальше друг от друга – нельзя выпускать братьев с сестрами.
В случае западного Кавказа – важно понимать, что эта выбранная природная территория является замкнутой, с одной стороны она отграничена от остального ареала леопарда, Главным Кавказским хребтом, что затрудняет переход леопардов с дикой генетикой на Западный Кавказ, выпущенные леопарды также не могут выйти за её пределы, чтобы воссоединиться с сородичами. Поэтому единственный и естественный путь расселения леопарда на местности замкнут в границах национального Сочинского парка и Кавказского заповедника.
А вообще, зачем нужны охраняемые территории и исчезающие животные?
Леопард является ключевым видом, если брать аналогию с ключом и замком, то человек придумал замок, чтобы сохранять свой дом от посягательств на его семью и благополучие, чем сложнее замок, тем сложнее его открыть и ключ для такого замка тоже уникальный. Ну а если сломать этот ключ, то и замок становится ненужным. В нашем случае– замок это здоровая экосистема (много здоровых экосистем), которые хранят целостность нашей планеты для нас с вами. Чем больше здоровых экосистем, тем стабильнее условия для каждого живущего на планете.
К сожалению, ключевые виды критически нуждаются в нетронутых территориях, более того они являются индикатором здоровья этих территорий. Ученые делят природные территории на ‘ядерную’ и ‘краевую’ зоны, где в ядерной зоне могут жить ключевые виды, а в краевой уже совсем другие. На пример, если мы берем большой лесной массив, где живут медведи, волки и кабаны и начинаем из него вырезать куски хоть, под вырубку леса под дворец ли под горнолыжную трассу, то в конечном итоге в этом лесу останутся белки, шакалы, еноты - обитатели краевых зон. Сегодня местообитаний бурых медведей ещё остается много, и они пока не являются исчезающим видом на территории России (но не в Европе). А по примеру леопарда, тигра и др. крупных хищников видно, как фрагментация даже крупнейших природных массивов приводит к сокращению или уничтожению ключевых видов.
Мы все зависим от природы в отношении пищи, воздуха, воды, энергии и сырья. Природа и биоразнообразие делают жизнь возможной, обеспечивают здоровье и социальные блага и стимулируют нашу экономику. Природа также является нашим лучшим союзником в борьбе с климатическим кризисом и болезнями.
Во всем мире человек сейчас уничтожает природу быстрее, чем когда-либо. Экосистемы и услуги, которые они предоставляют, испытывают давление из-за разрастания городов, интенсивного сельского хозяйства, загрязнения, инвазивных видов и изменения климата.
Сегодня в наших силах и возможностях сказать нет разрушительному плану уничтожения нетронутой природы Кавказа и сохранить на ней переднеазиатского леопарда.
Текст петиции учитывает мнение экспертов ИПЭЭ РАН.
СКАЖИ НЕТ ПРОЕКТУ УНИЧТОЖЕНИЯ ПРИРОДЫ КАВКАЗА
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОГО УНИЧТОЖЕНИЯ УНИКАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ КАВКАЗА
С уважением, Арсений Филиппов